среда, 19 декабря 2012 г.

Человек трёх веков Альфред Шнитке

В своём блоге я уже упоминала о композиторе Альфреде Шнитке(1934-1998).И вот сейчас мне захотелось написать свои впечатления о нем,о том,что он делал,как он жил,и почему он останется в скрижалях человеческой памяти.
Шнитке давно уже превратился из "диссидента-вредителя,писавшего "музыку распада"",гонимого властью в одну из самых знаковых фигур мировой музыки ХХ века.Но,к сожалению,окончательное признание и очищение от ярлыков советского времени произошло уже после его кончины.

   Альфред Гарриевич родился 24 ноября 1934 года в семье немки Марии Фогель и еврея Гарри Шнитке.Кроме него,в семье было еще 2 детей-брат Виктор и сестра Ирина.Волею судеб(и режима) родители композитора оказались на ПМЖ в Советском Союзе,в Республике немцев Поволжья.
Детство композитора пришлось на суровую военную пору(в 1941 г. ему было 7 лет),когда вопрос о его национальности стал очень напряжённым.Судите сами:немец по матери и еврей по отцу,который родился и вырос в СССР.И это в военное время!С такой родословной мальчику пришлось очень быстро повзрослеть.Он сам вспоминал,что в один прекрасный день вышел на улицу и узнал от мальчишек,что он и немец,и жид!
    С этого момента Альфреда стал волновать вопрос принадлежности к истокам.Он был очень мыслящим ребенком,и к тому времени,когда отца командировали в Вену со всей семьей он делал для себя умозаключения по этому поводу.Два года в столице австрийской культуры,да еще в переходном возрасте очень сильно повлияли на мироощущение будущего композитора. Впоследствии он скажет,что всегда мечтал вернуться в то золотое время.
    Годы шли,режим ужесточался,и Альфред,получив паспорт(он записал в графе "национальность" еврей)и закончив музыкальный колледж им.Октябрьской революции(ныне это МГИМ им.Шнитке),поступил в консерваторию.К тому времени он уже писал музыку и определился для себя,что он хочет быть композитором.Но,студента,пусть даже и круглого отличника,с фамилией Шнитке и сочинениями в стиле Neue Wiener Schule(Новой венской школы авангарда),не особенно жаловали в "храме искусства"-Московской консерватории.В то время,в 50-х годах,музыка должна была быть не просто культурной ценностью,а продуктом коммунистического режима,к тому же,идеологически выдержанным.По этой причине всё новое в музыке отметалось сразу. И Альфреду пришлось ох как несладко.По всем его произведениям в консерватории собирались комиссии,его музыку не допускали к исполнению,он писал "в стол".Это были очень мрачные годы,когда преследованиям подобного рода подвергался даже гений мировой культуры Шостакович.
        По окончании консерватории Шнитке поступил в аспирантуру и начал преподавать.Но студентов ему давали неохотно-из-за фамилии,происхождения,и "непонятных" сочинений.Одному из своих самых ярких студентов,Реджепу Аллаярову,который хотел поступить к Шнитке в аспирантуру,Альфред Гарриевич сказал:"Не стоит.Все равно не дадут этого сделать". И оказался прав.Разумеется,из-за подобного отношения композиторская работа не приносила никакого приличного заработка.С Союзом композиторов СССР,главным правительственным органом для композиторов,который возглавлял тогда Тихон Николаевич Хренников,отношения тоже не сложились,хотя поначалу все шло неплохо,и Шнитке даже написал по их заказу "Песни войны и мира",которые потом считал чуть ли не худшим своим сочинением.
       С того момента главной для Шнитке в материальном плане стала работа в кино.Там он мог экспериментировать с жанрами,стилями и способами сочинения,сколько хотел и в какой-то степени,киномузыка стала основой и базой для будущих его работ.Он написал музыку к около 80 фильмам самых именитых режиссеров-Андрея Смирнова,Александра Аскольдова,Элема Климова,Ларисы Шепитько,Михаила Швейцера,Александра Митты и многих других. Многое из того,что он сделал,стало шедеврами киномузыки вообще,а некоторая музыка,например,из фильма "Агония" Э.Климова,послужила основой для других сочинений Мастера-Concerto grosso № 1,оперы "Жизнь с идиотом",Фортепианного квинтета.
     
                 Музыка из фильма "Восхождение(1976)",реж.Лариса Шепитько.
   
    Все это время незаурядная личность Альфреда Шнитке росла в духовном и творческом плане и он всё чаще искал ногами ту почву,от которой можно было бы оттолкнуться,и в случае чего,опереться на неё.Всё чаще он задавал себе вопрос:"К какому роду я принадлежу?Кто я?Кем я являюсь?".И грустно заметил,уже в конце жизни-"Я полунемец-полуеврей,родина которого-Россия".
Несмотря на то,что он не имел в своих жилах ни капли русской крови,он испытывал огромное влияние такой мощной культуры,как российская-с огромной историей и громадным посылом.Поэтому музыка Шнитке вся насквозь пропитана слиянием трёх великих культур-немецкой,еврейской и русской,что дало в итоге просто гениальное сочетание.
       Альфред Гарриевич очень много терпел от государственного строя,год за годом отвергавшего его,но совершенно не озлобился и не стал относиться к людям хуже.Прочитав очень много и пообщавшись с людьми,которые его знали очень хорошо,я пришла к выводу что это был очень добрый,чуткий,отзывчивый,скромный и умнейший человек,я бы сказала,библейской кротости и огромного терпения.
 Шнитке был человеком философского склада ума,много интересовался различными учениями,религией и множеством других вещей.Мы вплотную подошли к вопросу:почему я так назвала свою статью?Потому что Альфреда Гарриевича отличала удивительная способность чувствовать эпоху своих предков.Можно сказать,что из-за поиска своей национальной идентификации,он пришел к пониманию той среды,в которой существовали люди в далекие годы,когда жили его праотцы.Замечено,что в человеке существует генетическая память,которая хранит в себе всё накопленное предками.Эта память проявилась в Шнитке особенно ярко в тот момент,когда он писал два главных произведения своей жизни-кантату "Фауст-кантата" и оперу "История доктора Иоганна Фауста".Довольно избитый сюжет Шнитке рассмотрел не только с позиций добра и зла,но и с точки зрения времени,в котором проживал истинный Фауст(начало 15 в.).Он(Шнитке) отмечал,что :"..мне интересна среда не того Фауста,которого идеализировал Гёте,а Ur-Fausti(истинного Фауста) той эпохи,когда существовали мои предки".
           Ему писали:"Ты-человек тринадцатого века.
                                 Что занесло тебя в двадцатый,под конец?"

И были совершенно правы.-мировоззрение Шнитке,его стиль жизни и творчество было пронизано старинным духом,духом истории,но вместе с тем оно предвосхищало ХХI век с его разительными переменами.Поэтому можно с уверенностью сказать,что Альфред Гарриевич является человеком действительно трёх веков.В истории Шнитке навсегда останется не только как ярчайший представитель музыкального мира,но и как Личность с большой буквы,которая всей своей жизнью и творчеством доказала,что культура не имеет границ,национальных или идеологических.
Я обожаю Шнитке за то,что в любом его сочинении я чувствую огромную волну эмоций,чувств и переживаний.Его музыка мне близка,я понимаю её.Основной лейтмотив его сочинений-человек перед лицом рока-очень актуальна сейчас.По моему мнению,слова пианиста Владимира Крайнева и альтиста Юрия Башмета очень точно отражают всё композиторское творчество Альфреда Шнитке
Владимир Крайнев: Его музыку надо чувствовать только эмоциями".
Юрий Башмет:"Музыка Альфреда о самый главных категориях,без которых не может существовать человек-о добре и зле,жизни и смерти,красоте и духовности."


                                        Concerto grosso №1,знаменитое танго(1977).


                                           Знаменитая тема Альтового концерта(1985)

                                          "Смерть Фауста" из "Фауст-кантаты"(1983)

                  

Комментариев нет:

Отправить комментарий